Всем известно, что маленькие дети – вечные почемучки. На эту тему много смешных историй про детей рассказывают их родители своим друзьям и коллегам по работе. Моя дочь 4-х лет просто измучивает нас вопросами с раннего утра:
- Мама, ставай! Сонышко узе поснулось!
- Да, Ясюня, доброе утро! (Чмок, обнимашки.)
- А посему оно узе поснулось?
- Потому что ночь прошла, луна спряталась и наступило утро.
- А посему луна спяталась?
- Потому что луна светит только ночью, а солнышко только днём.
- А посему луна сетит только ночю?
- Потому что ночью нет солнца и мы видим луну, а днём солнышко сильно-сильно светит и нам луну не видно, но она есть.
- А посему сонышко сино-сино сетит?
- Потому что Ясюня, оно большое-большое и горячее-горячее, как огонь!
- А посему сонышко гоясее?
- Ну, мой птенчик, потому что солнце – это огромный шар из огня, а огонь очень горячий! Можно обжечься! Но солнце от нас далеко, высоко на небе, поэтому мы не обжигаемся, а греемся на солнышке.
- А посему мы геемся на сонышке? Ма-ам! Нет! Мы не геемся на сонышке! Оно же далеко на небе, мы не можем на ём геться!!!
Когда ребёнок начинает задавать вопрос и сам отвечать на него, да ещё и с противопоставлениями, я начинаю гордиться, - мыслительная деятельность развивается отлично. Моё терпение ещё не исчерпано, я довольна, готовлю завтрак и улыбаюсь. Но тут Яся требует от меня ответить за свои слова:
- Ма-ам! Мы не можем геться на сонышке, ма-ам!
Я набираю воздух в лёгкие, вдох-выдох и отвечаю:
- Это просто так говорят «греться на солнышке». А по-настоящему мы греемся «под солнечными лучами». Лучики солнца падают на землю и греют нас. Понятно?
Ярослава кивает, но не сдаётся:
- Мам, а посему сонышко из огня?
Н-да… Случаются моменты, когда она загоняет меня в угол. Ну, думаю, это мне шах и мат. Сейчас дитё спросит: Почему небо голубое? Я не смогу объяснить ребёнку и у меня из ушей пойдёт дым.
Родители должны ответить!
Мама и папа, дедули и бабули, тётушки и дядюшки с нетерпением ждут, когда младенец произнесёт свои первые звуки и слова. Мы умиляемся даже, когда нас оплевали слюной и маленькой дулькой тыкнули в глаз, зацеловываем розовую попку и позже с гордостью пересказываем друг другу целые предложения: Баба, алё! Мама, ам-ам! Мы делаем первые фото детей, обрисовываем ручонку и вклеиваем файл с первым локоном. Он – манюня, а мы такие опытные взрослые! Главная забота – это уход за ребёнком. Но настоящие приключения начинаются позже, после 3-х лет.
Рождаются первые интеллектуальные баттлы, они покажут, who is who в семье и особенно - кто главный! Так что, родители, готовьтесь, особенно, если у вас несколько детей. Это будет выглядеть как круглосуточная игра «Что? Где? Когда?».
Для тестирования самого себя на готовность будущему осознанному родительству, предлагаю объяснить вопросы стихотворения Виктора Котова, к вашему вниманию.
Тест на профессионализм для мам, пап и их детей
Стихотворение Почемучка
Почему звенит струна?
Почему у кошки глазки?
Почему висит луна?
Почему скользят салазки?
Почему люблю играть?
Почему бываю скучный?
И еще хочу узнать,
Почему я непослушный?
Солнце светит – почему?
Почему на небе тучка?
И еще я не пойму,
Почему я почемучка?
В стихотворении нужно ответить на 10 серьёзных вопросов.
Вы попробовали мысленно прикинуть, чтобы вы на самом деле отвечали своему ребёнку? Ну… Кроме фраз:
- Отстань, иди, к бабушке сходи, посмотри, что она там делает;
- Иди, игрушками поиграй спокойно, ради Бога;
- Не задавай глупых вопросов;
- А что, в садике(школе) с вами не занимаются?
Кстати, это уход от прямых родительских обязанностей. Но мы разберём некоторые из вышеперечисленных вопросов и запомним главные правила интеллектуального общения с ребёнком.
Как правильно отвечать на вопросы детей?
-
Первое правило – говорить всегда правду. Правда - понятие несколько философское, подразумевается изложить смысл достоверно, но доступно для ума ребёнка. Например, вопрос «Откуда я взялся» требует простого ответа - «Из животика у мамы», - нет необходимости краснеть и начинать рассказывать про строение предстательной железы и созревание фолликулов. Уход в другую комнату вместо ответа – также не приветствуется.
-
Использовать понятные ребёнку слова, приблизительно из уже имеющегося словарного запаса. Например: у мамы в животе есть специальный домик для детей и маленькая дверца, когда ребёнок подрастёт и ему будет тесно, он вылезет из животика через дверцу; дверца это такая дырочка, она спрятана между ногами у мамы, но это секрет и её нельзя всем показывать, только папа может на неё смотреть.
-
В одну беседу вводить не более 1-2 новых терминов (слова), в следующие дни невзначай повторить их в обычном разговоре, найти мультфильм или короткое видео (до 5 мин) по теме. Вы и ребёнок должны применять знания в реальной жизни. Например: мультфильм «Спирит» и мультфильм «Бемби» - best of the best. Посмотрите, как у соседской кошки родились или рождаются котята, щенки.
-
Используйте аллегории (сказочные образы, художественные, иносказательные) при объяснении сложной темы. К вопросу «откуда я взялся» подходят любые сказки и истории про рождение. Если закрепить познавательный интерес, любознательность в этом возрасте, то в школе с учёбой проблем не будет. Главное использовать позитивные образы: и родился у них богатырь; и родилась девочка красавицей да умницей всем на радость; и хвалился заяц, что у него 4 сыночка и лапочка дочка. Уход от использования аллегорий не даёт развиваться фантазии ребёнка, а ведь это так просто! Помню как в детстве дедушка приносил мне с работы конфетку и говорил: - Это от зайчика. Счастью моему не было предела! И давай я вопросами сыпать: - А где ты шёл? А где зайчик бежал? А как ты его увидел? А что он ещё сказал? А он был беленький? Психологически должна быть завязка: вопрос – приятное принятие вопроса – правильное послевкусие. Если после того, как ребёнок задал вопрос, у него остался на душе неприятный осадок, он будет меньше проявлять инициативу и может совсем перестать проявлять интерес к новому. Тогда в школе вы уже не добьётесь хороших отметок. Ответив на вопрос «откуда я взялся» со смешком, грубо: «О, ты смотри! В огороде тебя нашли, иди, поищи, может, ещё кого-то там найдёшь!», - вы оставите осадок: «Надо мной все смеются» и сформируете комплекс неполноценности. Не обижайте детей. В реальной жизни получив не тот ответ, дитё пойдёт с этим вопросом по всем членам семьи, чтобы таки прояснить его для себя.
-
Имейте терпение, и сами задавайте вопросы ребёнку. Нужно знать, что дети тоже хотят общаться и у них нет другого способа поговорить с вами о том о сём, поэтому задавать вопросы – это единственная возможность вывести вас на разговор. И пока ребёнок сам идёт на контакт – радуйтесь! Получайте от этого истинное наслаждение, ведь время пролетит быстро, почемучки вырастут и разлетятся по разным городам. А вы? Вы будете грустить, с нежностью вспоминая их детство. В беседе сами задавайте вопросы по интересующей малыша теме. В нашем случае спросите, есть ли у него братики, сестрички, когда они родились? В какое время года, месяца? Сколько детей в твоей семье? Как празднуете день рождения? Такие дополнительные вопросы повышают готовность ребёнка к школе.
Как ответить на вопрос: Почему небо голубое?
Переходим к практическому применению правил. Вспомним, что Ярослава поставила меня в тупик вопросом: Мам, а посему сонышко из огня? Когда меня загоняют в угол, я говорю: Природа так придумала. Если вы верите в Бога, то ваш вариант: Бог так сделал. Но, к сожалению, дитю не понятно, о чём речь, поэтому вам придётся свой ответ расширить, используя правила №1,4,5. Говорить правду, но красиво, сказочно и поэтично.
Например:
- В природе много всего красивого.
- Зелёные деревья ведь красивые?
- Зимой деревья стоят чёрные, без листьев, как их украсить?
- А что тебе нравится в природе?
- Всё что нас окружает – это природа.
- Она красивая, потому что в ней есть разные существа.
- Живые птицы и неживые камни, твёрдые яблоки и мягкая вата, жидкая вода и летучий пар из чайника.
- Есть холодное мороженое и лёд, а есть твой тёплый животик и горячий огонь.
- Река получается из воды, а солнце это огненный шар.
- Есть земля, по которой мы ходим ногами, а есть такое синее небо над головами!
- Давай нарисуем, что самое красивое в природе?
Если ваше чадо посещает детский сад, то я могу дать 100%, что вы получите активный отклик на эту беседу. Дитё само начнёт рассказывать вам то, что они учили в саду: называть диких и домашних животных, расскажет про грибы и ягоды, про времена года и станет показывать на пальцах, сколько ему уже годиков.
И пусть вас не мучает уход от ответа, что Солнце вырабатывает энергию путём термоядерного синтеза, это он узнает в институте или в школе на астрономии.
Ну, с «Солнышком» мы разобрались.
Как быть с более сложным заданием: Почему небо голубое? Сразу предупрежу вас, результат будет неожиданный.
Представим воображаемый диалог с Ярославой:
- Мама, посему небо голубое?
- Ну, Ясенька, оно не всегда голубое. Это днём оно голубое, а утром и вечером оно жёлтое и красное и ещё бывает оранжевое, розовое и фиолетовое. После дождя на небе бывает разноцветная радуга. Ты видела радугу на небе?
- Дааа. – и крутит головой, - То есть нееет. Я видела в Лунтике радугу.
- Это хорошо, а ты видела, что она разноцветная? Давай вспомним, какие цвета у небесной радуги?
И мы вместе вспоминаем, что радуга состоит из 7 цветов: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый и красный.
- То есть даже зелёный цвет может быть у неба, ведь у радуги он есть?
Ясюня кивает.
- Малыш, а ты знаешь, далеко-далеко есть страна, где всегда лежит снег. Там никогда не бывает лета. Она называется Северный полюс. Помнишь, мы смотрели мультик про Умку? Вот! Умка с мамой жил на Северном полюсе и там был один лёд и снег кругом. А помнишь, какое у них было небо? Умка с мамой смотрели на Северное Сияние? Оно появляется на небе и светится белым и зелёным цветом, как большие белые и зелёные волны моря на небе, представляешь?
- Мама, мам, а сичас есть Севеное Сяние?
- Нет, Ясюнь, сейчас небо голубое, а Северного Сияния у нас не бывает. У нас бывает Радуга.
- А посему Радуга?
- А потому, Ясюня, что это Солнце лучами так по-разному светит, чтобы нам было красиво и мы радовались!
Для читающих этот диалог взрослых, рекомендую ознакомиться с темами «Дисперсия цвета и света». На этом тему почемучек можно закончить, желаю вам всем удачи и терпения!
Комментарии (0)