С тем, что дети неправильно держат ручку, когда пишут, родители и учителя сталкиваются и в дошкольном возрасте, и в младших классах. И потом для того, что бы достичь правильного захвата, уходит много времени.
Родители задаются вопросом: переучивать ребенка или нет? Многие, мотивируя тем, что их ребенку удобнее захватывать ручку так, как он хочет, пускают это на самотек. И на что же влияет неправильный захват ручки или карандаша?
В большинстве случаев, когда ребенок начинает писать, он неправильно берет ручку, и эта привычка остается навсегда. Но на самом деле, ребенок учится неправильному захвату намного раньше, чем берет в руки карандаш.
Лет с 4-х, многие дети не правильно выставляют пальцы на ручке, кто-то очень сильно сжимает письменные принадлежности, а некоторые зажимают ручку в кулак. Ребенку нельзя позволять брать ручку как ему хочется! А когда он уже привык неверно держать ручку или карандаш, то не стоит рассчитывать, что он самостоятельно исправит захват. И чем быстрее мамы и папы поймут, как научить ребенка правильно держать карандаш, тем проще будет научить его правильному захвату.
Как понять, что ребенок неправильно держит ручку?
Что бы понять, по правилам чадо держит ручку или нет, нужно внимательно понаблюдать за ним при письме. Итак, самые яркие предвестники того, что малыш неправильно держит ручку, это:
-
зажимает письменную принадлежность в кулак, держит в «щепотке», большой палец ниже указательного, ручку поддерживает не средний, а указательный палец;
-
держит пальцы слишком близко к ее нижнему стержню или наоборот, высоко;
-
верх ручки направлен в другую сторону от плеча, а при правильном захвате, должен направляться к плечу;
-
слабый или наоборот, слишком сильный нажим при письме;
-
кисть пишущей руки жесткая, не может расслабиться;
-
если отпрыск во время рисования поворачивает сам лист, а не кисть руки, это тоже говорит о неправильном захвате.
Несколько способов, как научить ребенка правильно держать ручку
-
Мелки. Самым первым способом как научить ребенка правильно держать ручку – это рисование цветными мелками. Нужно для этого разломать мелки на небольшие кусочки по 3 см и дать ими порисовать. Кусочки такой длины в кулак не взять, и малыш возьмет его сам как нужно, тремя пальчиками.
-
Яркая точка. Довольно простой способ научить ребенка, держать корректно ручку - это нарисовать на верхней фаланге среднего пальца цветной круг, и «уложить» в него ручку. Такую же отметину нужно нарисовать и на карандаше в том месте, где он соприкасается с пальчиком.
-
Убегающая салфетка. Очень действующий способ – взять половину простой салфетки и положить ее в кулачек ребенку. Целая салфеточка для него получится большой и неудобной, поэтому и берем только половину. Затем попросить эту салфеточку прижать к ладони двумя пальчиками – мизинцем и безымянным. А оставшимися пальчиками (остались 3) просим ребенка взять ручку так, что бы наша салфетка не убежала. Как ни странно, ребенок при таком способе довольно легко и быстро берет ручку правильно.
-
Играем в дарс. При метании дротиков, пальцы располагаются на нем точно так же, как при письме на ручке. Поэтому, с ребенком представляем, что карандаш это дротик, а лист бумаги – важная цель, и плавно попасть по ней вашим «дротиком» - просто необходимо. С помощью такой игры пальчики сами становятся так, как нам нужно.
-
Пальцы-пинцеты. Для этой обучающей игры лучше подойдет ручка. Нужно взять ее тремя пальчиками, которые используем при письме за верхний край и упереть в стол. Затем пальчиками плавно скользнуть по ручке, и они сами займут нужное положение для письма.
Альтернативные способы, что бы научить правильному захвату
Обучить малыша, как правильно держать ручку, возможно и при помощи специальных канцтоваров. Их производители выпустили учебные насадки на ручки и карандаши. Сделаны они в форме забавных зверьков. В таких насадках предусмотрены специальные отверстия для пальцев, и поэтому взять их неправильно практически невозможно.
Так же производители выпустили трехгранные карандаши и ручки с углублениями для пальцев.
Как ребенку правильно сидеть за столом?
Один из важных факторов правильного захвата ручки при письме - это правильная поза за письменным столом. Наверное, все помнят, как в школе учили правилу «трех углов»: колени под столом это прямой угол, бедра и спина – второй, а руки, согнутые в локтях – делают третий угол. А еще правильно:
-
ноги ставить вместе;
-
ступни всей поверхностью прилегают к полу, или к подножке;
-
локти лежат на столе;
-
расстояние между столом и грудной клеткой в среднем 2 см.;
-
тетрадка должна быть расположена под углом 30 градусов;
-
голова немного наклонена вперед, так, что бы глазки от тетради находились на расстоянии 20-30 см.
Какую ручку использовать ребенку для письма?
В том, как научить ребенка правильно держать ручку, важен выбор самой ручки. Но изначально, ребенку нужно давать для письма карандаш. Затем переходить к ручке с резиновым упором, что бы пальчики не скользили.
Наиболее удобная, конечно же, шариковая. Цвет пасты желательно выбрать темно-синий или темно-фиолетовый, но, ни в коем случае не светлый. Когда ребенок пишет светлой пастой, он сильнее надавливает на ручку. Важно, что бы ручка писала мягко, без нажима.
Как правильно подготовить ребенка к письму?
Для того, что бы научить ребенка правильно держать ручку и карандаш, выработать каллиграфический почерк, нужно с ранних лет развивать его мелкую моторику. Для этого нужно проделывать несложные упражнения:
-
делать пальчиковую гимнастику, или пальчиковые игры;
-
перекатывать бусинки между пальчиками и нанизывать на нитку;
-
самостоятельно вырезать фигуры ножницами;
-
учиться завязывать всевозможные узелки;
-
учиться пришивать пуговки;
-
рисовать самому и заштриховывать;
-
лепить из теста или пластилина;
-
заниматься на турниках, на которых нужно обхватывать что-то пальчиками.
Если следовать этим правилам, то ребенок быстро научится правильному захвату. Но при этом важен тотальный контроль взрослых. Само обучение нужно чередовать с игрой, что бы у ребенка не пропал интерес к учебе и письму.
А еще важно запомнить: что вашего малыша проще изначально научить правильно держать ручку, чем потом переучивать его.
Комментарии (0)