Психика и мировоззрение любого человека формируется в детстве. Слова, которые он слышит день ото дня от своих родителей и воспитателей программируют в нём определённые ассоциации и отношение к различным ситуациям в жизни.
Люди мало придают значение сказанным словам, считая, что память ребёнка ограниченна. Но стоит ориентироваться не только на его память, но и на его сознание. Почему нельзя говорить детям некоторые фразы и как они влияют на их дальнейшую взрослую жизнь?
Сознание ребёнка, как формирование личности
Сознание — это психический процесс в существовании человека, обусловленный субъективными переживаниями внешних факторов воздействий на индивидуума.
То есть, сознание ребёнка — это, спрятанная глубоко, информация, отталкиваясь от которой, он субъективно оценивает жизненные ситуации.
Говоря проще,человек , который всю жизнь постоянно слышит от родителей намёки о несамостоятельности, откладывает в ячейку своего сознания информацию о том, что он ничего не может добиться самостоятельно и будет всегда искать поддержку в любых ситуациях.
Это касается всего, отношения к материальным благам, зависимости от мнения общества, восприимчивости к привычкам и многого другого.
Важные аспекты формирования личности ребёнка
Как мы воспитываем своих детей, как их воспитывают на дальнем востоке и как относятся к воспитанию своего чада в западных странах?
Отношение к воспитанию разное. В каждом из этих подходов есть своя мудрость и свои недостатки.
-
Воспитание детей в России и странах СНГ. Сегодня, в эпоху доступных коммуникаций и информации, многие молодые родители, воспитывая детей ориентируются на восточные мудрости и западные ценности. Поэтому, стоит рассмотреть воспитание детей, родившихся до начала двухтысячных. Определённых техник в воспитании тогда не использовали. Потому все процессы происходили по принципу «кнута и пряника». Сделал плохо — наказан, сделал хорошо — поощрён. , при таком воспитании, воспринимает качество поступков инстинктивно, а не на духовном уровне. С одной стороны, такое воспитание чётко разграничивает хорошие поступки от плохих, с другой стороны — оно порождает в человеке страхи. А страх — это эмоция, которая мешает оценивать ситуацию с «холодной головой».
-
Восточное воспитание. Такой метод воспитания происходит на основании самостоятельной осознанности ребёнка поступков. Родители редко наказывают своих детей за проступки и не упрекают их в деяниях. Смысл заключается в диалоге, при котором самостоятельно понимает «что такое хорошо, а что такое плохо» путём ответа на поставленные родителями вопросы. Например: «Ты бы хотел, чтобы с тобой поступили также, как ты поступил с этим мальчиком?». , воспитанный таким методом субъективно оценивает качества поступков путём осознанности. Это хороший вид воспитания, но его качество будет зависеть от уровня восприятия ребёнка.
-
Воспитание детей запада. В странах Европы, основное качество, которое закладывают в сознание детей — это порядок во всём. Отношения в обществе практичные нежели духовные. Потому воспитание детей ориентируется в первую очередь на жизнь и поведении в обществе. Именно поэтому, принято считать, что европейцы умеют правильно держаться в общении с людьми.
Конечно же, все эти методы обобщённые, у всех родителей свой подход к воспитанию своего чада. Но есть одна истина, которая послужит советом для всех родителей, вне зависимости от страны проживания и происхождения.
Как упрёки влияют на отношения и сознание?
Упрёк порождает ответный упрёк. Это безоговорочное правило в отношении с детьми, которое должен помнить каждый родитель.
Упрекая или обвиняя ребёнка в проступке, родители получают в ответ в лучшем случае обиженное выражение лица.
В принципе, именно эту философию практикуют в восточном воспитании. Они исключают прямых упрёков в адрес своих детей. Дети чувствуют без слов недовольства своих родителей.
Иногда достаточно просто строгого взгляда, чтобы понял, что он где-то провинился, после чего он может сам понять свою ошибку путём рассуждения.
Принципы восприятия слов ребёнком
Взрослые люди воспринимают слова в свой адрес, отталкиваясь от опыта, полученного в детстве.
Накопленные в нашем сознании основы — это залог нашего восприятия всего мира. Например реакция на критику у всех людей отличается. Кто-то, услышав критику в свой адрес, впадает в бешенство, а кто-то благодарит за жизненный совет.
Такое различие в реакции обусловлено разным воспитанием.
Ребёнку, в основе воспитания которого была критика и сравнение с другими детьми, сложнее учиться на своих ошибках и принимать информацию от окружающих.
Им тяжело осознать себя неправыми даже в очевидных ситуациях. А всё потому, что в них заложен страх быть непонятым и неправым.
Какие фразы нельзя говорить детям?
Слова обладают страшной силой, которые иногда помогают жить, а порой ломают восприятие человека ко всяческим нормам бытия.
Каких то определённых фраз, которые нужно исключить из лексикона не существует, но есть принципы, по которым строится правильный диалог с ребёнком. И все они связанны с упрёками и критикой.
-
Никогда нельзя обвинять ребёнка в своих проблемах и жаловаться на жизнь. Запомните, виновник основной части ваших проблем — это вы сами. Дитя, из-за которого родитель не закончил институт или не сделал карьеру, не имеет отношения к выбору или возможностям родителя. Подобные обвинения сделаю ребёнка человеком, который всегда ищет проблему везде, кроме себя. Все неудачи, которые он будет переносить, он будет связывать с внешними факторами и постоянно жаловаться на жизнь, вместо того, чтобы набираться опыта на своих ошибках.
-
Никогда нельзя употреблять слова, которые будут указывать на несостоятельность и некомпетентность ребёнка. Например: «Да что ты можешь знать об этом» или «Тебя никто не спрашивает». Подобные фразы порождают в сознании ребёнка информацию о том, что его мнение не так уж и важно, тем более, что он мало что знает и понимает.
-
Сравнение со сверстниками. Не надо говорить своему детям слова на подобии: «Видишь, как Алёша радует свою маму». Запомните, в чужом огороде ягоды всегда слаще. А подобные фразы делают из ребёнка клинического неудачника. Вместо того, чтобы радоваться жизни, он будет всегда ориентироваться на Алёшу. Если рассматривать вопрос в материальном плане, в будущем такие дети всегда будут в чём то нуждаться, даже если станут миллиардерами и их жизнь со стороны будет завидной.
-
Фразы, вызывающие страх к неполноценности. Как мы привыкли заставлять ребёнка принимать пищу? Мы говорим ему, например, так: «Будешь плохо есть, будет болеть живот». Мы приучаем ребёнка воспринимать мир как борьбу за выживания. Такой , в будущем, будет всегда делать всё из под палки. Его задачи будут расставлены для решения проблем, а не для получения выгоды. Иначе будут рассуждать дети, которым в детстве говорили: «Будешь хорошо есть, вырастишь сильным» (утрированно).
-
Не пытайтесь подкупить детей материально. Можно поощрять их по факту хорошего поступка, но желательно это делать эмоционально. Похвала для них будет такой же хорошей наградой, как и конфетка. Просто позитивное обращение должно быть искреннем и своевременным.
Некоторые из вышеперечисленных примеров относятся к методам манипуляции человеком по средством использования такой эмоции, как страх.
Манипулировать таким образом не только неэтично, но и опасно для психики ребёнка.
Все мы проживаем жизнь и каждое своё достижение, оцениваем со стороны. Даже покупая одежду, главным критерием выбора становится вид в зеркале, а уже потом комфорт. Для каждого человека, со здоровой психикой, важно то, что о нём скажет или подумает общество. Этим можно пользоваться, но пользоваться правильно.
Не надо говорить своему чаду что-то вроде - «Что соседи о тебе подумают?». Эта фраза не имеет отношения к признанию общества.
А вот хвалить ребёнка в присутствии гостей, заставит его стараться получать такую похвалу почаще. Конечно многие считают, что такое отношение может привести ребёнка к звёздной болезни.
Но, так как звёздная болезнь — это переоценка своих возможностей, надо просто делать приятные замечания только тогда, когда дети этого заслуживает.
Возможно многие думают, что их детям редко приходится слышать вредные слова. Но, если взять среднестатистическую семью, мы можем заметить, что ошибки при общении с детьми совершает основная масса из них.
Зачастую ошибки допускаются не по незнанию, а импульсно, под воздействием эмоций. Чтобы дети могли реже слышать вредные и плохие слова, которые ломают психику и дезориентируют их мировоззрение, мы должны, для начала, поработать над своими эмоциональными порывами.
Почему произносить плохие слова легко?
Некоторые считают, что, ругаясь и упрекая кого-нибудь, человек сбрасывает свой негативный эмоциональный всплеск и ему становится легче. Это ошибочное мнение, не имеет даже доли истинны.
Начиная высказывать свои недовольства, мы начинаем заводиться только сильнее и сильнее. А получая в ответ упрёка отпор, наши плохие эмоции взрываются и переходят на стадию гнева со страшной силой.
Так какие нам нужно слышать слова, чтобы мы успокоились во время подобного эмоционального всплеска? Обратите внимание, даже если мы слышим в ответ на гневные упрёки раскаяние и оправдание, то это редко сразу успокаивает нас.
Гнев и постоянная критика в отношении детей - это не маленькие промашки, а ошибки, которые ломают развивающуюся психику, а в последствии и жизнь индивидуума.
Как заставить ребёнка делать то, чего он делать не хочет?
Чтобы заставить любого человека совершить какие-либо действия, надо сделать так, чтобы он захотел их совершить.
Каждый родитель занимается воспитанием своего чада так, как он считает правильным. Вмешиваться в данный процесс, если он не противоречит букве закона и нормам морали, не имеет права ни один посторонний человек.
Каждый должен понимать одну истину. Зёрнышко, которое закладывается нами в сознание наших отпрысков, рано или поздно предстанет в виде отражения в их отношении к нам.
Страшно нам будет смотреть в это отражение или приятно - зависит только от нас. Плохие отношения с детьми надо воспринимать как личную ошибку.
Ведь взрослый человек имеет больше жизненного опыта и он должен адекватно воспринимать капризы и маленькие шалости своего чада.
Когда люди начинают жить взрослой жизнью, они многое забывают из своего детства.
Многие люди, в таких ситуациях, даже не могут ответить на вопрос: "Почему ты так поступил?". Ведь информация в сознании образует рефлекторное восприятие.
Дети словно пластилин в руках своих родителей. Их характер подчиняется любым изменениям на стадии формирования личности.
В этот момент важно не только правильно вести себя по отношению к ребёнку, но и учитывать социально воздействие. Стоит общаться с детьми и понимать мнение, которое закладывает в него общество.
Если же появляются признаки неправильного восприятия информации от социума, то стоит правильно подойти к вопросу объяснения того или иного вопроса.
Детей можно научить фильтровать информацию, полученную от внешнего круга людей, для этого ребёнок должен максимально доверять своим родителям.
Комментарии (0)